Важные ссылки
Генеральная Прокуратура РФ
Прокуратуры субъектов РФ
Официальный сайт органов власти Нижегородской области
Нижегородское областное Законодательное собрание
Нижегородский областной суд
Арбитражный суд Нижегородской области
Следственное управление Следственного коммитета РФ по Нижегородской области
ГУВД Нижегородской области
Федеральная служба безопасности РФ
УФСКН по Нижегородской

 

 

 

Прокурор области Максименко Валерий Алексеевич провел пресс-конференцию по итогам работы прокуратуры области за 1 полугодие 2009 года

22 декабря 2011 - Администратор

1. В условиях сложной социально-экономической и криминальной обстановки прокуратурой выполнен значительный объем работы по улучшению правопорядка в области.

Благодаря мерам, принимаемым прокуратурой области совместно с другими правоохранительными органами, в текущем году увеличилась доля раскрытых преступлений в сравнении с прошлым годом с 33,6 % до 39,2 %.

Уменьшилось число убийств (на 3,1%), случаев причинения тяжкого вреда здоровью на (6,2%), в т.ч. повлекшего смерть (на 13,3%), изнасилований (на 16,2%).

Определенные результаты достигнуты и в борьбе с имущественными преступлениями. Снизилось количество зарегистрированных краж (на 15,4%), грабежей (на 9%).

В результате совместной деятельности прокуратуры, ГУВД и УФСКН по области на 2% снизилось количество преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. При этом увеличилось число лиц, привлеченных к уголовной ответственности за совершение преступлений данной категории, а также количество выявленных преступлений, совершенных организованными преступными группами. Возросла доля раскрытых наркопреступлений (с 32 до 35%).

Работа в этом направлении будет продолжена и в дальнейшем, поскольку достигнутые результаты не могут быть признаны удовлетворительными.

Результаты деятельности следственных подразделений правоохранительных органов области, а также состояние прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием также могут быть оценены с положительной стороны.

Существенно, на 45%, сократилось количество уголовных дел, прекращенных следователями ОВД. Уменьшился удельный вес уголовных дел, приостановленных следователями и дознавателями ввиду неустановления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, во всех органах предварительного следствия сократились сроки расследования уголовных дел.

Результативность рассмотрения руководителями следственных органов постановлений и требований прокуроров об отмене незаконных процессуальных решений находится на достаточно высоком уровне. В подавляющем большинстве случаев с мнением прокурора руководители следственных органов соглашались и отменяли незаконные постановления следователей (в 84% - постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, в 95% - постановления о прекращении уголовных дел и 99,8% - о приостановлении предварительного следствия).

Благодаря принципиальной позиции прокуроров, по 430 представлениям, внесенным по нарушениям закона, допущенным в ходе следствия и дознания, а также при рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях, привлечено к ответственности 583 должностных лица.

Прокуратурой области проделана значительная работа по недопущению и пресечению нарушений законности в деятельности правоохранительных органов при приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях. Принятые меры дали положительные результаты.

В текущем году произошло значительное увеличение выявленных прокурорами фактов сокрытия преступлений, поставлено на учет 525 ранее незарегистрированных преступлений (против 350 в 1 полугодии 2008 года или больше на 49,1%).

Во втором полугодии этого года прокуратурой области значительное внимание будет уделено также вопросам профилактики правонарушений и преступлений, состоянию законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, противодействии преступлениям экстремистского характера.

2. В 1 полугодии 2009 года в Нижегородской области значительно возросло количество возбужденных уголовных дел о преступлениях экстремистской направленности по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (21 по сравнению с 11).

Такой рост обусловлен проведенной правоохранительными органами работой по выявлению преступных групп с неонацистскими взглядами и раскрытием ранее совершенных ими деяний.

Так, большинство преступлений экстремистской направленности (11) совершены одной преступной группой в Городецком районе в 2008 году.

Отделом по расследованию особо важных дел следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Нижегородской области возбуждено 3 уголовных дела о преступлениях, совершенных членами другой преступной группы в 2007 - 2008 годах в Сормовском районе г. H.Hoвгорода.

Увеличение количества зарегистрированных преступлений экстремистской направленности потребовало незамедлительного принятия мер по усилению межведомственного взаимодействия.

В связи с этим прокуратурой области проведены мероприятия по координации деятельности правоохранительных органов, направленной на борьбу с экстремизмом.

Принятые совместные меры дали положительные результаты.

В настоящее время paскрыты все совершенные в 2008 - истекшем периоде 2009 года особо тяжкие преступления экстремистской направленности, участники молодежных групп с неонацистскими взглядами, причастные к совершению этих преступлений, задержаны и заключены под стражу.

Из зарегистрированных в 1 полугодии 2009 года преступлений экстремистской направленности до настоящего времени не раскрыто лишь одно - нанесение надписей националистического содержания на здание в г.Дзержинске.

Кроме того, в 1 полугодии 2009 года прокуратурой области уделялось повышенное внимание профилактической работе уполномоченных органов по противодействию экстремизму и терроризму.

Проведены проверки деятельности органов власти и местного самоуправления, Управления Федеральной миграционной службы, Управления Министерства юстиции России по Нижегородской области, Центра по противодействию экстремизму при ГУВД по Нижегородской области и других органов.

По выявленным нарушениям законодательства приняты меры прокурорского реагирования.

Во втором полугодии этого года прокуратурой области значительное внимание будет уделено вопросам противодействия преступлениям экстремистского характера.

3. В соответствии с Национальным планом противодействия коррупции и требованиями Генеральной прокуратурой Российской Федерации прокуратурой Нижегородской области в 1 полугодии 2009 года приняты меры к усилению надзора за исполнением законодательства о государственной, муниципальной службе и противодействии коррупции.

Утвержден и реализуется план первоочередных мер по реализации Национального плана противодействия коррупции, а также Комплексный план мероприятий по противодействию коррупции прокуратуры области на 2008-2010 годы.

На основе разработанного прокуратурой области проекта 23.06.2009 на заседании Правительства области принята областная целевая программа противодействии коррупции на 2009-2011 годы.

В целях скорейшего принятия муниципальных программ противодействия коррупции их проекты направлены горрайпрокурорами в органы местного самоуправления.

Для выработки предложений по совершенствованию действующего законодательства, устранения содержащихся в нем коррупциогенных норм в апреле 2009 года прокуратурой области создана межведомственная рабочая группа из представителей прокуратуры, общественной и торгово-промышленной палат области. В рамках работы группы проводится совместный мониторинг правотворческой деятельности с целью недопущения тех или иных коррупционных проявлений.

Кроме того, 22.04.2009 для совместного решения задач в области противодействия коррупции прокуратурой области с Торгово-промышленной палатой Нижегородской области заключено соглашение о сотрудничестве.

С целью повышения качества взаимодействия в сфере предупреждения и выявления фактов коррупции действует межведомственная рабочая группа по предупреждению коррупции в составе работников прокуратуры области, ГУВД, УФСБ, УФСКН, ГУФСИН СУ СК при прокуратуре РФ по Нижегородской области, на заседаниях которой обсуждаются конкретные материалы и уголовные дела коррупционной направленности.

Выявлением административных барьеров в деятельности контролирующих органов занимается созданный прокуратурой области общественный совет по защите малого и среднего бизнеса.

С целью выявления коррупционных проявлений со стороны должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления организованы совместные с УФАС и УБЭП ГУВД по Нижегородской области целевые выезды в города и районы области.

В результате принятых мер существенно возросло количество выявленных прокуратурой области нарушений законодательства о государственной, муниципальной службе и противодействии коррупции, увеличилось и количество принятых по ним мер прокурорского реагирования.

Так, в 1 полугодии 2009 года прокуратурой области выявлено 3998 нарушений законодательства о государственной, муниципальной службе и противодействии коррупции (АППГ- 1742). В целях их устранения принесено 1036 протестов на незаконные правовые акты (АППГ- 108), направлено в суд 213 заявлений (АППГ-27), внесено 612 представлений (АППГ-331), по которым к дисциплинарной ответственности привлечено 615 лиц (АППГ- 153). По постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено 89 лиц (АППГ-15). Для предупреждения возможных нарушений прокурорами объявлено 284 предостережений (АППГ-155).

По результатам прокурорских проверок возбуждено 105 уголовных дела коррупционной направленности (в основном это дела о служебных злоупотреблениях и подлогах со стороны должностных лиц муниципальных учреждений, УФМС, УФССП по Нижегородской области).

В муниципальных образованиях и государственных органах пресечены факты незаконного участия муниципальных и государственных служащих в коммерческих организациях, нахождения на государственных должностях лиц, имеющих судимости за совершенные преступления. Устранены нарушения, связанные с назначением на ведущие муниципальные должности лиц, не имеющих высшего профессионального образования.

Так, прокурором Сеченовского района главе местного самоуправления Сеченовского района внесено представление в связи с участием заместителя главы администрации района Семенчева В.Н. в деятельности ООО «Агрофирма «Сеченовская», представление находится в стадии рассмотрения.

Павловским городским прокурором выявлены факты совмещения прохождения муниципальной службы с участием в коммерческих организациях: первым заместителем главы администрации Павловского района Никитиным A.M. в ОАО «Гидроагрегат», ЗАО АПК «Промстройбанк»; начальником отдела по труду, предпринимательству и развитию туризма Ремовым Б.М. в ОАО «Газпром»; главного специалиста отдела жилищно-коммунального хозяйства Управления ЖКХ Савельева С.Н. в ОАО «МИЗ-Ворсма»; специалиста 1 категории сектора по делопроизводству и информационному обеспечению управления делами Степановой Н.Н. в ОАО «Дорожное».

В целях устранения нарушений закона Павловским городским прокурором главе администрации Павловского района внесено представление, которое находится на рассмотрении.

Кроме того, по 2 представлениям Борского городского прокурора главой администрации Борского района к дисциплинарной ответственности привлечен 21 муниципальный служащий в связи с предоставлением недостоверных сведений в декларациях о доходах и об имуществе, принадлежащих им на праве собственности, за 2008 год.

Прокурором Советского района г. Н.Новгорода руководителю УФССП по Нижегородской области внесено представление в связи с назначением Коптилина А.Е., имевшего непогашенную судимость, на должность судебного пристава-исполнителя, по результатам которого Коптилин А.Е. из Управления ФССП по Нижегородской области уволен.

Нарушения законодательного принципа профессионализма и компетентности установлены прокурором Г.Н.Новгорода, которым главе администрации Г.Н.Новгорода внесено представление, в связи с замещением 34 лицами должностей муниципальной службы по группам ведущие и старшие должности муниципальной службы в отсутствие высшего профессионального образования (Козиной Е.Ю. должности ведущего специалиста отдела документального обеспечения управления и контроля департамента организационно-кадровой работы, Вершининой Г.М. должности начальника отдела экономического планирования департамента здравоохранения Вершинина Г.М. и др.). Представление находится на рассмотрении.

На протяжении последних двух лет прокуратурой области проводится работа по оценке нормативно-правовых актов и их проектов на предмет коррупциогенности.

В 1 полугодии 2009 года прокуратурой области выявлен 971 нормативный правовой акт органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержались коррупциогенные факторы. В целях их устранения принесен 791 протест, внесено 48 представлений, направлено 134 информации. В основном это касается актов органов местного самоуправления, в которых содержатся сокращенные перечни запретов и ограничений для муниципальных служащих, а также нормы, свидетельствующие о широте полномочий, позволяющие должностным лицам действовать по своему усмотрению в зависимости от обстоятельств.

В результате принятых мер правоохранительными органами Нижегородской области в первом полугодии 2009 года более чем в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выявлено преступлений коррупционной направленности - 1109 (АППГ - 451). По ст.ст. 290, 291 УК РФ выявлено 152 преступления (АППГ - 152) в отношении 97 лиц (АППГ-104).

По ст. 159 ч.З УК РФ выявлено 104 преступления, по ст. 160 ч.З - 222, по ст.204 -52.

В органах власти и управления выявлено 80 фактов взяточничества, 33 - в сфере образования и науки, 20 - в сфере здравоохранения.

За анализируемый период в суды направлено 107 уголовных дел в отношении 115 лиц, из них 6 уголовных дел в отношении 11 сотрудников милиции.

Судами области рассмотрено 105 уголовных дела в отношении 111 лиц, из них 15 уголовных дел в отношении 16 должностных лиц правоохранительных органов (2 уголовных дела в отношении следователей), 5 уголовных дела в отношении 5 должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления. По 102 уголовным делам в отношении 108 лиц вынесены обвинительные приговоры: 85 лиц осуждены к лишению свободы, в том числе условно - 69 лиц; 23 лица - к наказанию в виде штрафа.

Из рассмотренных судом уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности можно отметить следующее уголовное дело.

В 1 полугодии 2009 года особое внимание прокуратурой области было обращено на недопущение, выявление, пресечение и расследование проявлений коррупции в системе органов УИС.

Так, 19.02.2009 в отношении начальника учебно-производственного цеха № 3 центра трудовой адаптации осужденных ФБУ ИК-20 ГУФСИН России по Нижегородской области майора внутренней службы Обидина Шатковским межрайонным СО СУ СК при прокуратуре Российской Федерации по Нижегородской области возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 290 УК РФ за получение Обидиным А.В. 19.02.2009 взятки в сумме 24300 рублей в качестве вознаграждения за передачу средств сотовой связи в количестве 8 штук осужденным ИК-20.

01.07.2009 приговором Лукояновского районного суда Нижегородской области Обидин признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 290 УК РФ и ему назначено наказание в виде 3 лет лишения свободы в ИК общего режима с лишением права занимать должности на государственной службе сроком 2 года.

Кроме того, 23.03.2009 Канавинским районным судом г.Н.Новгорода начальник отряда ФБУ ИК-5 ГУФСИН области Дейч А.В. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ст.228 ч.1, 290 ч.2, 290 ч.2 УК РФ и ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 7 лет с лишением права занимать должности в ФСИН России сроком на 3 года за то, что он за вознаграждение получал от граждан и передавал осужденным в ИК-5 наркотическое средство – героин.

В настоящее время на стадии предварительного расследования, судебного рассмотрения находятся и другие дела в отношении сотрудников органов УИС области.

4. Прокуратурой области активизирована работа по надзору за соблюдением прав и законных интересов несовершеннолетних и молодежи.

По итогам 6 месяцев 2009 года в области, как и в целом по России и ПФО, наблюдается снижение преступности несовершеннолетних.

Прокуратурой осуществляется надзор за расследованием всех уголовных дел, по которым преступления совершены подростками.

Под постоянным контролем прокуратуры находятся все уголовные дела о преступлениях, совершенных в отношении детей.

К сожалению, необходимо отметить, что финансовый кризис в стране отрицательно сказался на материальном достатке, в том числе и семей с детьми. Материальные проблемы отразились на ухудшении психологической атмосферы в семьях, в результате чего пострадали дети.

В 1 полугодии 2009 года дети чаще становились жертвами жестокого обращения с ними родителей.

В результате проверок, проведенных прокуратурой, количество уголовных дел по таким преступлениям (ст. 156 УК РФ) возросло с 36 до 49.

Часто преступления подростками, а также в отношении них, совершаются в ночное время, когда они должны находиться дома под присмотром родителей.

В связи с этим особенно актуальным представляется принятие закона Нижегородской области об ограничении пребывания детей в ночное время на улицах и других общественных местах с установлением административной ответственности за его нарушение, инициированного областной прокуратурой.

В ходе проверки исполнения законодательства о защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлено, что в области длительное время не соблюдались их жилищные права, денежные средства на приобретение жилья выделялись, но не расходовались.

Благодаря усилиям прокуратуры в 2008 году на реализацию мероприятий по обеспечению жильем детей-сирот в бюджеты муниципальных образований направлены средства в сумме почти 127 млн. рублей. На сегодняшний день приобретено 124 жилых помещения, из них 18 – в г.Н.Новгороде (впервые с 2002 года). Вопрос обеспечения жильем детей-сирот с контроля прокуратуры области не снят.

5.В результате проводимой прокуратурой области надзорной работы выявлено значительное количество нарушений закона в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина (в том числе трудовых прав), бюджетного законодательства, о государственной и муниципальной службе, защиты прав субъектов предпринимательской деятельности, об охране окружающей среды, земельного, градостроительного законодательства. В поле зрения прокуроров постоянно находится реализация приоритетных национальных проектов.

Активизировалась работа по защите прав граждан в суде по вопросам исполнения пенсионного законодательства, охране прав инвалидов и престарелых, а также по защите прав государства и местного самоуправления.

Надзор за законностью принимаемых нормативных правовых актов организуется на основе тесного взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления области, практически все замечания прокуратуры на проекты нормативных правовых актов учитываются при их принятии. Выявляются коррупциогенные факторы (в 1-ом полугодии 2009 - в 110 проектах НПА).

За 1 полугодие 2009 года прокуратурой области оспорено 32 нормативных правовых актов органов государственной власти. В этих целях в Законодательное Собрание и Губернатору области принесено 32 протеста, из них 1 на закон Нижегородской области, остальные на акты Правительства Нижегородской области.

Кроме того, органами прокуратуры области оспорено 2 396 нормативных правовых актов органов местного самоуправления, из них незаконных правовых актов сельских и поселковых органов - 882.

Продолжается работа по приведению уставов органов местного самоуправления, других нормативных правовых актов муниципальных образований в соответствие с изменившимся федеральным законодательством, в частности в связи с новациями о муниципальной службе, о противодействии коррупции

По результатам проверки горрайпрокурорами выявлены несоответствия муниципальных актов, определяющих деятельность и полномочия органов муниципального земельного, административно-технического контроля, подразделений районных администраций по защите прав граждан на потребительском рынке в части оснований и периодичности проведения плановых и внеплановых проверок, формирования годового плана мероприятий по контролю,

Прокурорами вносились представления в уполномоченные органы, а также направлялись заявления в суды о признании незаконными бездействия органов местного самоуправления по принятию нормативных правовых актов, регулирующих вопросы местного значения.

Вопросы правомерности расходования бюджетных средств рассматриваются при проверках соблюдения бюджетного законодательства, в рамках надзора за реализацией приоритетных национальных проектов, во взаимодействии с контролирующими финансовыми органами.

Всего прокуратурой Нижегородской области в 1 полугодии 2009 года выявлено 1343 нарушения, в целях устранения которых принесено 250 протестов, направлено 151 предостережение, 41 заявление, внесено 367 представлений, по результатам рассмотрения которых 155 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, по постановлениям прокуроров 39 лиц привлечены к административной ответственности. Для решения вопроса об уголовном преследовании органами прокуратуры в следственные органы направлено 19 материалов, по результатам рассмотрения которых возбуждено 18 уголовных дел.

Наибольшее количество нарушений выявлено в сфере реализации ФЦП «Жилище», реализации приоритетного национального проекта «Образование». По этим направлениям в 1 полугодии прокуратурой области организовывались проверки.

Обращает внимание тот факт, что в первом полугодии 2009 года значительно увеличилось количество обращений о нарушениях земельного законодательства, многие из которых являются обоснованными. Редко проверки соблюдения прав собственников долей из состава земель сельскохозяйственного назначения проходят без применения мер прокурорского реагирования. Так, в 1-ом полугодии 2009 года выявлено 1144 нарушения земельного законодательства, в целях устранения которых, принесено 225 протеста на незаконные правовые акты, направлено в суд 89 исков (заявлений), внесено 96 представлений, по постановлениям прокурора к административной ответственности привлечено 102 лица, объявлено 13 предостережений о недопустимости нарушения закона.

Непростая ситуация сложилась в сфере долевого строительства жилья. В условиях кризиса имеется тенденция к увеличению количества «проблемных объектов» и сокращение финансирования в рамках оказания государственных мер поддержки обманутым дольщикам. На территории Нижегородской области имеется 42 проблемных объекта, установленные сроки сдачи которых нарушены (строительство прекращено, приостановлено, дома не приняты в эксплуатацию либо не заселены). Застройщиками целого ряда таких объектов являются одни и те же юридические лица - ЗАО «Наш Дом», ЗАО «ПИК-Регион», ООО «Комфорт», ООО «Евродом-Холдинг» и другие.

В первом полугодии 2009 года прокуратурой Нижегородской области выявлено 34 нарушения закона в указанной сфере, в суд направлено 1 исковое заявление, внесено 13 представлений, по которым 6 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, возбуждено 5 дел об административных правонарушениях, по которым к административной ответственности привлечено 3 лица, объявлено 2 предостережения, возбуждено 34 уголовных дела.

Тревожные сигналы в средствах массовой информации о росте числа незаконных строек на территории г.Н.Новгорода, случаи со смертельным исходом явились основанием для планирования на 2-ое полугодие 2009 года проверки законности ведения строительства в г.Н.Новгороде, а также законности и полноты принимаемых мер контролирующими органами.

В 1 полугодии 2009 года произошло резкое увеличение количества обращений в прокуратуру области граждан по вопросам надзора за соблюдением федерального законодательства, что с одной стороны свидетельствует о высоком «кредите доверия» граждан к органам прокуратуры, а с другой стороны вызывает серьезную обеспокоенность состоянием законности в области. Так, за этот период прокуратурой Нижегородской области разрешено 7329 жалоб, что в 1,6 раза больше, чем в 1 полугодии 2008г. Основной причиной такого роста рассмотренных обращений является увеличение в 3 раза количества обращений по трудовым вопросам - с 723 в 2008 г. до 2195 в 2009г.

Также возросло и число заявлений и жалоб граждан, признанных обоснованными, с 1177 до 2619, т.е. на 44,9%, а по удельному весу с 26% до 35%.

Защита прав и свобод граждан Российской Федерации – ключевое направление деятельности органов прокуратуры.

В настоящее время, с учетом сложившейся социально-экономической ситуации органами прокуратуры области усилен надзор за соблюдением трудовых прав граждан. Под особый контроль взяты предприятия и организации, на которых в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата планируется высвобождение работников.

Ситуация с задолженностью по заработной плате на предприятиях области продолжает оставаться напряженной и характеризуется нестабильной динамикой.

По данным Нижегородстата, по состоянию на 11.07.2009 задолженность по заработной плате имелась на 37 предприятиях области в размере 140,97 млн. рублей, по состоянию на 21.07.2009 – на 43 предприятиях области в размере 188, 23 млн. рублей. Численность работников, перед которыми организации имеют просроченную задолженность по заработной плате, составляет 15744 человек.

Задолженность по заработной плате имеет место в 25 районах области. На предприятиях г. Н.Новгорода задолженность по заработной плате по состоянию на 21.07.2009 составила 123,1 млн. рублей.

Органами прокуратуры области в сложившихся условиях приняты меры к усилению надзора за соблюдением законодательства об оплате труда.

По фактам несвоевременной выплаты заработной платы за истекший период 2009 года по постановлениям прокурора к административной ответственности по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ за нарушения законодательства об оплате труда привлечено 402 виновных лиц (аналогичный период 2008 года – 144), внесено 390 представлений об устранении нарушений законодательства об оплате труда (2008г. – 169), по результатам рассмотрения которых 283 лица (2008г. - 61) привлечено к дисциплинарной ответственности. Объявлено 248 (2008г.-33) предостережений о недопустимости нарушения прав граждан на оплату труда. 7 руководителей, допустивших повторное нарушение законодательства об оплате труда, по постановлениям прокуроров подвергнуты наказанию в виде дисквалификации.

По фактам невыплаты заработной платы работникам предприятий области возбуждено 3 уголовных дел по ст.145.1 Уголовного кодекса РФ «Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат».

С целью восстановления прав граждан на своевременную оплату труда городскими и районными прокурорами направлено в суд 11598 (2008г. – 1346) заявлений о выдаче судебного приказа о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы на общую сумму 128,25 млн. рублей. Удовлетворены требования 9191 заявлений прокуроров на сумму 88,837 млн. рублей, из которых реально исполнено 6375 заявлений, что составляет 69,36% от рассмотренных судом и удовлетворенных заявлений. Райгорпрокуроры ориентированы на незамедлительное принятие мер реагирования по каждому факту неисполнения решений судов о взыскании заработной платы.

В целом, по итогам работы органов прокуратуры области за истекший период 2009 года погашена задолженность по заработной плате в размере 199,1 млн. рублей.

Принятые меры прокурорского реагирования зачастую способствовали относительной стабилизации размера задолженности при ее нестабильной динамике в целом. При этом надо отметить, что по итогам недавно состоявшейся коллегии Генеральной прокуратуры РФ работа органов прокуратуры Нижегородской области на данном направлении получила положительную оценку.

Обеспечение прав пенсионеров, инвалидов и других социально незащищенных категорий граждан осуществляется далеко не в полном объеме, о чем свидетельствует прокурорская статистика. За 6 месяцев 2009 года выявлено почти 2 тыс.нарушений, что соответствует показателям всего 2008 года. В защиту данной категории лиц в судебные органы направлено 884 заявления, по инициативе прокуроров к дисциплинарной ответственности привлечено 155 лиц, к административной ответственности - 56 лиц, 99 должностных лиц предостережены о недопустимости нарушения законов. Прокурорам городов и районов области предписано на постоянной основе осуществлять мониторинг ситуации с соблюдением пенсионных прав граждан в целях пресечения фактов несвоевременной выплаты пенсий и пособий гражданам.

Особое внимание в первом полугодии 2009 года, в связи с известными событиями в Республике Коми, уделено вопросам соблюдения законодательства о пожарной безопасности, лицензировании, социальной защиты граждан, санитарно-эпидемиологического законодательства в специализированных учреждениях с круглосуточным пребыванием граждан.

Все специализированные учреждения области проверены органами прокуратуры. Нарушения законодательства, касающиеся вопросов безопасности проживания граждан, выявлены в 242 учреждениях области, в том числе в 144 учреждениях для детей с круглосуточным пребыванием. Нарушения правил пожарной безопасности выявлены в 214 учреждениях, из них 125 – учреждения для детей.

С целью устранения этих нарушений, городскими и районными прокурорами направлено 124 заявления в суд, внесено 253 представления руководителям учреждений, собственникам имущества и в органы социальной защиты об устранении нарушений федерального законодательства, возбуждено 184 дела об административных правонарушениях, принесено 5 протестов.

Вопросы исполнения законодательства о безопасности проживания граждан в специализированных учреждениях находятся на постоянном контроле органов прокуратуры области.

В связи с вступлением в силу с 01.05.2009 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ прокуратурой Нижегородской области проведена организационная работа по его реализации, в т.ч. проведены рабочие совещания с контролирующими органами на региональном и местном уровнях, с прокурорами городов и районов и подчиненными им работниками проведены семинарские занятия.

Реализация нового законодательства и полномочий прокуратуры позволили значительно снизить административную нагрузку на субъекты малого и среднего предпринимательства.

В мае-июне 2009 года количество проверок указанной категории предпринимательства составили лишь 43% от общего количества проверок органов контроля (надзора). В немалой степени этому способствовала и деятельность прокуратуры: в 28% случаев прокурорами отказано в согласовании решений госорганов о проведении внеплановых выездных проверок данной категории предпринимателей.

Только в первом полугодии 2009 года прокуратурой Нижегородской области выявлено около 2, 5 тысяч нарушений указанного законодательства, которые послужили основанием для внесения более чем 200 представлений об устранении нарушений законов, 360 протестов на незаконные правовые акты органов власти, прокурорами в суды направлено более 700 исковых заявлений, предостережено о недопущении нарушений законов 198 должностных лиц.

В рамках приведения в соответствие с новым законодательством региональной нормативной базы прокуратурой области опротестовано 13 незаконных правовых актов органов государственной власти регионального уровня, в том числе 1 акт территориального управления федерального органа власти, 8 актов Правительства области об утверждении административных регламентов осуществления контрольно-надзорных функций.

В связи с запретом с 01.07.2009 года деятельности по организации и проведению азартных игр вне игорных зон прокуратурой Нижегородской области организовано взаимодействие с органами внутренних дел, налоговой службой, другими органами власти, направленное на оперативное получение информации о состоянии законности в указанной сфере, организацию и проведение регулярных проверочных мероприятий по выявлению фактов проведения азартных игр.

Мерами прокурорского реагирования, принятыми по результатам проверки исполнения Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», пресечена деятельность 43 игорных заведений на территории Нижегородской области.

Прокурорами в суды направлено 36 заявлений о принудительном прекращении деятельности игорных заведений, возбуждено 2 уголовных дела по ч.1 ст.171 УК РФ, возбуждено 3 дела об административном правонарушении по ч.1 и ч.2 ст.14.1 КоАП РФ, внесены представления.

6. Работа с обращениями граждан занимает значительное место в дея­тельности прокуратуры.

В первом полугодии 2009 года орга­нами прокуратуры области разрешено 14809 обращений, что на 43,0% боль­ше, чем в первом полугодии 2008 года (10353 обращений). Из числа разрешенных обра­щений удовлетворено 4257 или 28,7%.

Прием граждан организован как в горрайпрокуратурах, так и в аппара­те областной прокуратуры. Оперативными сотрудниками прокуратуры принято 9739 граждан. Кроме того, в первом полугодии текущего года горрайпрокуроры принимали граждан с выездом в сельские и поселковые советы. Всего было организовано 183 таких выезда. Как показала практика, не все граждане, проживающие в отдаленных от прокуратур населенных пунктах, имеют достаточные возможности для реализации своего права на обращение к прокурору, например, в силу престарелого возраста, затруднительного материального положения, болезни. Поэтому, прием граждан на местах оказался наиболее эффективным и получил позитивные результаты, горрайпрокурорами за апрель-июнь принято 870 граждан.

7. В динамике взаимодействия прокуратуры области со средствами массовой информации отмечаются положительные тенденции. За первое полугодие 2009 года сотрудники прокуратуры области выступили в средствах массовой информации 16 458 раз, из которых 7 660 по радио, 4 245 по телевидению, 1 561 в печати, 2 992 в информационных агентствах сети «Интернет». В сравнении с аналогичным периодом прошлого года показатель эффективности общения с прессой, который составлял 8 056 выступлений, увеличился на 104 %. Среди субъектов Приволжского федерального округа прокуратура области заняла второе место по общему количеству выступлений в средствах массовой информации. В целях совершенствования взаимодействия прокуратуры со средствами массовой информации прокуратурой области учрежден ежегодный конкурс на лучшие материалы в средствах массовой информации о работе прокуратуры.